Легко ли стать моряком и сколько можно заработать в море

Попасть на судно матросом или мотористом в Одессе можно лишь через взятку. Фото dwalls.ru

Шансов уйти в рейс «с нуля» очень мало. По мнению владельца одесской крюинговой фирмы «Лоу-ленд крюинг компани» Юрия Малишевского, зарубежные судовладельцы с удовольствием нанимают одесский высший комсостав — стармехов и капитанов, но наотрез отказываются от наших матросов и мотористов. «В рядовой состав зовут китайцев, филлипинцев и даже бирманцев, — поясняет он. — А многие украинцы некомпетентны, не знают английского и недисциплинированны. У азиатов — разговорный английский, они не привередливы, и им гораздо меньше платят, чем нашим».

Как говорит владелец крюинговой компании «Алекс маритим шиппинг» Вячеслав Скляров, попасть на судно матросом или мотористом в Одессе можно лишь через взятку.

Картинки по запросу моряки

«Множество крюингов сомнительной репутации с удовольствием отправят в рейс человека без опыта работы и с купленными документами. Стоит это $1—1,5 тыс., — уверяет Скляров. — Но после этого матрос должен быть готов к тому, что попадет в рабство на ветхом судне, с мизерной зарплатой, которую могут регулярно задерживать или вовсе не заплатить».

По его словам, солидные иностранные судовладельцы все чаще сталкиваются с тем, что наши матросы не владеют даже азами профессии. «За взятку в $1—1,3 тыс. в Одессе диплом матроса или моториста 2 класса вам принесут на дом. Плюс еще $500 обойдутся паспорт моряка и рабочие сертификаты. Те, у кого нет денег на покупку документов, могут за 4 тыс. грн. пройти ускоренные курсы в тренажерном центре.

Но этот диплом реальных предложений уйти в рейс вам не даст, — рассказал нам матрос с 10-летним стажем Игорь Корзая.

— В отличие от моряков комсостава, которые могут работать индивидуально, в составе интернационального экипажа рядовых по всему миру нанимают целой командой, например, только филлипинцев или китайцев. Есть и экипажи, состоящие только из украинцев. Но попасть новичку в такую команду нереально. Члены таких экипажей годами ходят вместе в рейсы и давно породнились».

О проблемах начинающих моряков по личному опыту знает и 25-летний моторист Алексей Мунтян.

«После морского тренажерного центра меня взяли на сухогруз в украинский экипаж кадетом-практикантом. За зарплату в $100 я полгода исполнял самую грязную работу — драил палубу и чистил гальюны (туалеты. — Авт.). А судовые старожилы ежедневно мне говорили, что я здесь лишний. Но я вынужден это терпеть, так как без опыта работы я не могу поднять квалификацию». К слову, даже такую практику можно получить лишь… по большому знакомству. «С улицы» практикантов в рейс не берут. Меня устроил мой дядя — он товарищ владельца крюинга. Кстати, я стал единственным выпускником мореходных курсов, ушедшим в рейс. Остальные 49 моих однокурсников до сих пор ищут работу», — говорит Алексей.