Как стать моряком?

Конечно, хотите – потому что в Украине это невероятно перспективная профессия. В нашей стране около ста тысяч моряков торгового флота. Неужели наш флот настолько большой, что ему нужно столько моряков, спросите вы. Ничего подобного – почти все они работают на иностранных судовладельцев и ходят по морю на американских, европейских, японских – каких угодно судах. Разумеется, зарубежные работодатели платят морякам зарплату согласно мировым стандартам, а не украинским.

Наши моряки высоко ценятся на мировом рынке труда. Украина занимает первое место в Европе и четвёртое в мире по количеству морского офицерского состава. Система морского образования в стране работает вовсю: Украина выдаёт морякам дипломы международного образца, которые не требуют подтверждения за границей. Проблем с трудоустройством не возникает – в Украине огромное количество крюинговых агентств, которые бесплатно помогают нашим морякам найти работу в иностранных компаниях. Прибавьте к этому романтику дальних странствий, полезный для здоровья морской воздух и возможность реализовать себя в настоящем, сложном, захватывающем деле. Итак, хотите ли вы стать моряком?

Я хочу стать моряком. Что мне для этого сделать?

Для начала вам нужно подходящее образование. Без специального образования в море идти НЕЛЬЗЯ. Но перед тем, как его получать, следует определиться, каким именно работником моря вы собираетесь стать.

А моряки бывают разные? А какие именно?

Экипаж судна делится на палубную команду, в которую входит также персонал камбуза, и команду машинного отделения. Палубная команда отвечает за общее состояние судна и за безопасность плавания и грузовых работ. Команда машинного отделения занимается обслуживанием и ремонтом главного двигателя, а также других механизмов и систем на борту. Персонал камбуза отвечает за приготовление пищи для всего экипажа. 

Подумайте, чем вы любите заниматься. Если у вас талант к работе с механизмами – вы можете с закрытыми глазами разобрать и собрать свой велосипед или компьютер – то вам прямая дорога в машинное отделение. Если вы предпочитаете проводить время на свежем воздухе и для каждого похода с друзьями прокладываете маршрут на карте, то вам лучше присоединиться к палубной команде. Наконец, если вы обожаете готовить, и хотели бы совместить это хобби с работой моряка, вас ждёт камбуз. 

Кроме того, моряк может работать в порту, на судостроительном или судоремонтном заводе, в снабжении, в офисе судоходной компании. Многие боятся, что если им надоест море, они не найдут, чем заняться на суше – но это неправда.

И что, мне в любом случае надо в вуз? Даже если я хочу быть самым простым моряком?

Моряки делятся на рядовых и офицеров. Чтобы стать рядовым моряком, достаточно пройти специальные курсы. Если вы решили стать рядовым палубной команды, после курсов вас могут взять на судно матросом второго класса, с возможностью дослужиться до матроса первого класса, а потом и боцмана, но дальше вам путь по карьерной лестнице заказан. Соответственно, в машинном отделении рядовой может рассчитывать на должность моториста второго, а потом и первого класса. Курсов также достаточно для работы на камбузе, где вы сможете стать стюардом или коком. 

Но если вы хотите стать офицером торгового флота, то вам не миновать высшего учебного заведения. Украина славится в мире именно офицерским составом. Палубные офицеры – это капитан судна, а также старший, второй и третий его помощники. Офицеры машинного отделения – это старший, второй, третий и четвёртый механики и электоромеханик. На камбузе офицеров нет (но кок всё равно главный на судне 🙂 

Решая, кем стать – рядовым или офицером – следует учесть, что к концу 2019 года нехватка офицеров на мировом рынке труда составит 42.500 человек, а рядовым, напротив, будет недоставать рабочих мест. Поэтому квалифицированным выпускникам морских вузов гарантировано стопроцентное трудоустройство, тем, кто окончил курсы, найти работу будет гораздо сложнее. Кроме того, зарплата офицера в разы выше зарплаты рядового. В среднем офицер, даже только что закончивший вуз, получает не менее $3.000, помощник капитана – до $5.000, капитан – от $8.000. В то время как рядовой получает около $1.000, со стажем работы – до $1.500.